НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ. - Матеріали з самоосвіти - Атестація - Каталог статей - Портфоліо Ірини Вовчук
Категорії розділу
Увага!
Реклама
Опитування
Який предмет Вам більше подобається викладати?
Всього відповідей: 968
Міні-чат
200

Каталог статей

Головна » Статті » Атестація » Матеріали з самоосвіти

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Как сказал Д.Сантаяна “Семья – один из шедевров природы”. В современном мире остается проблема взаимопонимание детей и родителей и школы. На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогло совершенствованию личностных качеств ребенка? Как говорил В.А. Сухомлинский: «...Все что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». Выход из сложной ситуации мы должны искать в тройственном союзе: школа, ребенок, родитель. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым в общем доме “школа- семья”.
Цель:
- помочь родителям, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;
- включение семьи в деятельность воспитательной системы школы;
- путем взаимообучения определить новые, эффективные подходы к учащимся и родителям;
- поиск резервов для более эффективной воспитательной работы;
- систематическое повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
-умение находить решения в создавшихся конфликтах;
Задачи:
-развивать уважительное отношение семьи и школы к ребенку и друг-другу;
-анализировать имеющийся в школе опыт по организации позитивного общения с учащимися и родителями;
-снизить негативные переживания родителей и детей;
-помочь родителям в воспитании в переходном возрасте ребенка в семье;
Работа в Ростовской средней школе, Ростовском Ресурсном Центре ведется по таким направлениям:
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу.
3. Диагностика.
4. Коррекционная работа.
В своей практике я руководствуюсь книгами известного психолога и педагога Натальи Ивановны Дереклеевой. Ее издания является универсальными как для заместителей директора по учебно-методической работе, так и для заместителей директора по воспитательной работе в школе. Хотелось бы, чтобы коллеги взяли на заметку эти работы.
В Ростовском Ресурсном центре в организации учебно-воспитательного процесса помогает решить эти задачи систематическое проведение семинаров-тренингов: психолого-педагогических, игровых, социологических опросов, мини- лекции, демонстрации видеоматериалов, слайдов. Кроме того, различного рода статистический материал, упражнения, «мозговые штурмы», родительские уроки, родительские ринги, индивидуальные консультации. Проводится плодотворная работа с родительским комитетом. Интересные, разнообразные родительские вечера, экскурсии по школе, подготовка фотовыставок. Анализируя результаты анкетирования, тестирования, сочинений, мы открываем для себя новые возможности работы с родителями. Презентации выставок рисунков учащихся, родительские практикумы, памятки для родителей – все это является вдохновляющей творческой лабораторией для учителей и родителей в воспитании детей. Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей удаётся благодаря особенностям таких семинаров-тренингов. Главное достоинство такого собрания состоит в том, что в веселой и юмористической форме оно сможет поднять те нравственные проблемы, которые есть во многих семьях, а также позволит родителям взглянуть на себя, на свои методы воспитания со стороны. Будет замечательно, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Это позволит сделать праздник ярким и значимым с педагогической точки зрения.
Виды тренингов которые мы проводили с учащимися и родителями: тренинг «Лучик доброты». Каждый из участников-детей 1-4 классы должны нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания – 8 минут.

Анализ рисунков на тему «Семья».
Детям дали задание нарисовать всех, с кем он живет. В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребенка. Если ребенок рисует себя между родителями, то это говорит о привязанности к обоим родителям, об его уверенности в том, что защищен ими. Если один из родителей изображен ближе к ребенку, чем другой, это говорит о выраженной привязанности к одному из родителей. Тревогу вызывает изображение себя в изоляции от родителей. Отстранение в рисунках может указывать на то, что ребенок в действительности не может положиться на родителей как источник безопасности, авторитета и даже любви.
Экскурсия в страну детского счастья (выставка рисунков на тему «Черно-белый мир»). В своих рисунках учащимся предлагалось нарисовать счастье так, как они себе его представляют.
Проводится семинар-тренинг, суть которого в том, что родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей, которыми они должны руководствоваться. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом и защищают свой проект. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу;
- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- кричать на ребенка вообще;
- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- сидеть у телевизора и сидеть за компьютером более 40-45 минут в день;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребенка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
-не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Провели социологические опросы с родителями и учащимися.
«Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?» - был адресован родителям 5-8 классов.
Идеальный ребенок – это ребенок, который:

Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей личности идеального ребенка, с удовольствием подбирали качества, его характеризующие, а также каким хотели бы видеть своего ребенка. Идея проведения социологического опроса дает понять родителям что из портрета идеального ребенка есть в их собственном, что еще не поздно сделать, чтобы кардинально изменить ситуацию, связанную с воспитанием собственного ребенка.

Помимо родителей, и учащиеся отвечали на вопрос: «Каких родителей можно назвать идеальными?» В опросе участвовало 342 учеников.
Идеальные родители – это такие взрослые, которые:

Учащимся был предложен вопрос: «Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой?»
В опросе участвовало 342 учащихся. Вот как ответили ребята:
Одна из главных проблем - это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их слушали и понимали.
Учащимся было предложено ответить на вопрос: «За что могут не любить родители своих детей?»
В опросе участвовало 342 учащихся. Ответы учащихся распределились следующим вопросом.
Родители не любят ребенка, если:

Учащимся было предложено ответить на вопрос о том, как часто они проводят выходной день с родителями. Из 342 опрошенных детей лишь 35% учеников ответили сказали о том, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы выходной день провести с детьми. На вопрос: «Кто из родителей чаще всего проводит свое свободное время с вами?»
В период подросткового возраста детям необходима ласка и любовь как никогда ранее. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира, и самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей.

Работа родителей в группах
Родителям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге, представить и защитить ее всем вместе. Время выполнения задания 5-6 минут.
Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Например, детство … ( улыбка, игра, драка, весело жить, плакать). Время выполнения задания 5 - 6 минут.
«Перепевки». Участники разделяются по группам и родители вспоминают - «детские» песни. Время выполнения 5 -7 минут.
Знакомство родителей с сочинениями детей на тему: «Самый счастливый день в моей жизни». Рассказ у всех начинается одинаково: «Я считаю самым счастливым днем моей жизни тот день, когда…»
Анализ сочинений
Сочинения проводили на разные темы:
1. Самый трудный день в моей жизни…..
2. Мои маленькие радости….
3. Обида, которую не могу забыть…
4. Что мне не нравится в школе…
Меня хвалят, если ___________
Мне дарят подарки, если __________
Мне дарят деньги, если ____________
Мне разрешают ________, если_________
Проведение тренинга на тему “Режим дня в жизни школьника”.
Задачи: довести до родителей о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения: здоровье ребенка и школьные особенности рационально организованного режима дня; приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Памятка для родителей
Папы и мамы! Помните!
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребенка и в радости и в горести.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Для нас важным является мнение родителей по проведенному собранию, поэтому мы включаем элементы рефлексии в виде упражнение “Ладошка” или составление “Синквейна”, или проводим анкетирование.
Анкета для родителей.
Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учится ваш ребенок?
а) хорошие;
б) нормальные;
в) посредственные;
г) плохие.
Как часто вы бывали в школе в этом учебном году?
а) каждую неделю;
б) один раз в месяц;
в) один раз в четверть;
г) два раза в год.
С какой целью вы приходите в школу?
а) на родительское собрание;
б) на встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка;
в) для участия в воспитательных мероприятиях в классе, в котором учится ребенок;
г) для оказания помощи классному руководителю и педагогам;
д) по вызову педагогов и администрации школы.
Какие чувства вы испытываете после посещения школы и бесед с педагогом?
а) удовлетворение;
б) радость;
в) надежду;
г) тревогу;
д) разочарование;
е) растерянность;
ж) грусть.
В конце родительского собрания родители пишут вопросы, на которые не получили ответа. На столе у директора стоит коробка, в которую родители складывают свои вопросы.
Родители учеников являются активными участниками тренингов, потому что все собрание построено на общении с родителями. Именно они позволяют педагогам и родителям создать доверительное общение участников, которые сами находят решение проблем рассматриваемых на тренинге. Родители осваивают также работу в группах. Групповая дискуссия и ролевая игра позволяют постигать науку общения, учится слушать и слышать друг друга, т.к. эффективное общение способствует успехам в воспитании детей. Заложенная информация в семинарах - тренингах надолго запомнится.
Традицией работы с родителями нашей школы является поощрения родителей, активно участвующих в жизни школы.Она осуществляется в различной форме. Это награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей учащиеся готовят концертные номера-сюрпризы. Задачи: обратить внимание отцов на их роль воспитании детей в семье, привлечь отцов на общешкольное родительское собрание. Звучат песни «Погода в доме», «Мой ласковый и нежный зверь». 7-классы
Иошина Алина: Николаенко Любовь:
Гремите громче трубы, Всех, кого люблю я
Звонче звените колокола, И сердцем, и душой,
На общешкольном собрании Сегодня в этом зале
Вся моя семья! На празднике со мной
.Кремер Елена: Филиппов Влад:
Какой наш дом без папы! В нашем доме – праздник славный,
Правда же ребята? Думаю, что нет его важней.
Кто починит табуретку, Здесь сегодня наши папы, мамы.
На машине подвезет, Есть ли кто-нибудь на свете
В дневнике моем отметки Ближе и родней?
Знает все наперечет! Салыгина Маргарита:
Тункина Надежда: Вот так чудо! Вот так дела!
Почему в той квартире грохочущий шум, У нас газета ожила!
Зашкалили разом все датчики. Она на носу у папы лежит
Это папа забыв про сон и еду, И в тон его храпу шуршит!
Решает с сыном математику. Иошина Алина:
Дроган Миша: Пять часов мама в парке сидит,
Мы с папой решили уборкой заняться. Со страхом она на мобильный глядит.
«Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться». «Когда же уборке будет конец.
«Идея прекрасная», - мама сказала Смогу ль я вернуться домой, наконец!»
И тотчас из дома она убежала.
Все:
Мы шутим, конечно, Когда стобой рядом
Но очень приятно, Твой умный папа!
Сцена первая
Родители Петрушка
Здравствуйте, юные зрители! Здравствуйте, дети и их родители!
Мы Петрушины родители, Пообщаться со мной не хотите ли?
Старик и старушка. Я – мальчишка удалой,
А это сын наш Петрушка Очень шустрый, озорной.
Родители А подраться, пошалить,
На часах девятый час, Кто же может не любить?
Торопись, сыночек, в класс. Петрушка
Вот тебе книжки и тетрадки Я сегодня инвалид,
Мама пирог положила сладкий, У меня живот болит.
С маком и корицей, Больно мне ворочаться-
С перцем и горчицей. В класс идти не хочется
Родители Петрушка
Ты, сыночек, нездоров? Не хочу я докторов.
Позовем мы докторов. Я уже почти здоров.
Пусть тебя они осмотрят, Только кружится слегка
Капли разные дадут. Почему-то голова.
Если это очень нужно, Ведущие-дети
Пусть укол тебе введут. Папа с мамой за порог,
Родители И Петрушка – прыг да скок.
Ты, сыночек, полежи! Он к портфелю подбегает –
И о школе не грусти! Где там с маком пирожок?
Справочку тебе напишут Помните, родители!
Твои добрые родители. Есть такие дети!
Не пишите справок им
Ни за что на свете!

Один из сюрпризов “Волшебная шкатулка,” этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята пишут письмо родителям со своими мечтами, пожеланиями, опускают в волшебную шкатулку, которая открывается и читается во время собрания.
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим ро¬дителям.
- Я знаю, что я не должен получать все¬го, о чем прошу.
- Не применяйте силу по отношению ко мне.
- Не давайте пустых обещаний.
- Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя малышом.
- Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам.
- Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
- Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации.
- Не пытайтесь меня все время поучать.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите.
- Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания.
- Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже Вашего достоинства.
- Мне нужны ваши понимание и поддержка.
- Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
- добрые мысли и теплые пожелания
Через “Волшебный экран” учащиеся задают свои вопросы родителям.
Выступление психолога. Психолог рассказывает родителям о способах преодоления психологических трудностей адаптации учащихся:
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи;
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, к классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню;
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Традиционно родители с учителями вместе проводят праздники “Новый год”, “Наурыз”, “Выпускные вечера”, КВН родителей и учеников “Путешествие в страну Здоровья”. Родительский комитет организовал конкурс на лучший дневник, тетрадь, рейды-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю. Выпускали книжки-малышки, написанные учащимися и родителями, с памятками нужных учебных материалов. Просмотр видеозаписей и выставки рисунков учеников является традиционным для родителей. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. В школе проводимые тематические общешкольное родительское собрание на актуальные темы в обсуждение которых заинтересовало абсолютное большинство родителей. Все общешкольные родительские собрания записываются на видеозаписи. На следующее четверти с родителями запланировано очень много интересных работ.

Литература:
1. Дереклеева Н.И.Справочник завуча:Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11классы.-М.: ВАКО, 2006.-352с.
2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2006. 336С.
3. Психология современного подростка //под ред. Фельдштейна Д.И. М., 1989.
4. “Воспитание школьника. Оқушы тәрбиесі” /2010 1-44.Алматы.

Джерело: http://kollegi.kz/publ/28-1-0-2799

Категорія: Матеріали з самоосвіти | Додав: ІринаВовчук (23.03.2011) | Автор: Амралина Куралай Айткеновна
Переглядів: 228 | Теги: нетрадиційні форми і методи роботи, робота з батьками
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Реклама
Свято на порозі
Осталось...
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Я тільки ЗА!
Хмара тегів
Кнопочка сайту
Код: